САЛАХ АД-ДИН Б. ИСХАК АЛ-КАЗАНИ И ЕГО КОЛЛЕКЦИЯ РУКОПИСЕЙ В ФОНДЕ АРАБОГРАФИЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ

       Cтарейшим и самым крупным в Европейской России собранием памятников арабографической культуры является собрание Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета, который и по сегодняшний день продолжает планомерный и целенаправленный поиск и сбор соответствующих памятников.

После перевода  в 1854 г. Восточного разряда и библиотеки[1] (1856 г.) из Казани в С-Петербург в Казанском университете сбор и исследование арабографических рукописей были продолжены профессором арабского языка Иосифом  Ф. Готвальдом (1813-1897 гг.), который почти 50 лет был директором библиотеки (1850-1897 гг.) Казанского Университета. К началу XX-ого столетия коллекцию рукописей Казанского университета составляли преимущественно рукописи его личного собрания. Эта коллекция составляет самостоятельный фонд, так называемый <Фонд Готвальда>.

      Собрание арабографических рукописей университета значительно пополнилось в советское время. В 30-е годы прошлого столетия в библиотеке университета были объединены ряд частных собраний и коллекции нескольких учреждений. Формирование этой коллекции - мало изученная страница истории библиотеки Казанского университета.

До 1963 г. Восточный сектор ОРРК НБ КГУ насчитывал 5663 ед.хр. (сочинения на арабском, персидском и тюрко-татарском языках). Основу этой части фонда составили собрания известного деятеля татарского общественно-политического и религиозного реформаторства, журналиста и педагога Г. Галеева-Баруди (1857-1922) и ученого-археографа С. Вахиди (1887-1938), которые безвозмездно передали свои собрания рукописей в государственные учреждения. Их коллекции после ряда реорганизаций и перемещений оказались в фондах библиотеки Университета. В начале 60-х годов в библиотеку Университета была передана часть рукописей из мечети Ш. Марджани. До 60-х годов XX в. коллекция пополнялась из частных пожертвований, библиотек мечетей, а также благодаря редким приобретениям Университета.

Переломным моментом в сборе рукописей стало создание в 1963 г. при университете археографической экспедиции, благодаря непрекращающимся ежегодным выездам которой, коллекция рукописей значительно возросла и продолжает пополняться. В настоящее время в фонде Восточного сектора НБ инвентаризировано 13515 (13005-точно) единиц, среди них: 6527 - на старо-татарском, 5746 рукописей на арабском, 732 - на персидском языках.

        Исследование рукописей, поступивших в НБ КГУ до 1963 г. приоткрывает историю формирования коллекции в целом, а также истории частных рукописных собраний татарских коллекционеров: ученых-богословов, ценителей и знатоков мусульманской рукописной книги. Так, обзор первых полутора тысяч рукописей собрания позволил по владельческим печатям установить, что часть рукописей, помимо Галим-джана Баруди, принадлежали личным коллекциям Шихаб ад-дина Марджани, Ахмад-Хади Максуди, Курбан-'Али Бурнаева, Апанаевых, братьев Каримовых, Сайдашевых, Утямышевых и многих других. Особенно бросалось в глаза количество и качество рукописей, отмеченных личной печатью Салах ад-дина б. Исхака.

           Изучение специальной литературы позволило установить, что Салах ад-дин ал-Казани был учителем Галим-джана Баруди, однако о личности Салах ад-дина б. Исхака как ученого-богослова, имам-хатиба и мудариса второй махалли Казани, увлекавшегося коллекционированием рукописей, почти ничего не было известно. Поэтому в первую очередь было решено исследовать материалы, связанные с ним. Исследование велось в двух направлениях: во-первых, выявление рукописей, принадлежавших его личному собранию, и, во-вторых, сбор материалов, касающихся личности самого Салах ад-дина.

На данный момент установлено, что количество рукописей из собрания Салах ад-дина значительно превосходит ранее обозначаемый в описях объем в 75 кодексов и составляет 260 рукописей с сочинениями на арабском и персидском языках. Сочинения этих рукописей охватывают различные дисциплины мусульманского богословия: тафсир (толкование Корана), таджвид (наука о рецитации Корана), хадис (предание о высказываниях и поступках, деяниях Пророка Мухаммада), акаид (догматика вероучения), фикх (юриспруденция, право), философия, калам (схоластическое богословие), история, медицина, филология, космография, астрономия, математика и др., а хронологически относятся к  17-19 вв.

           Для описания выбраны 75 рукописей, содержащие как одно сочинение, так и несколько, т.е. сборники сочинений.

Особое внимание уделяется личности коллекционера. В отдельных рукописях коллекции библиотеки (не только отмеченных личной печатью Салах ад-дина) выявлены новые, еще неопубликованные материалы (на арабском языке), которые позволяют дать представление о многогранной и противоречивой личности коллекционера. Часть этих материалов переведена с арабского языка на русский.

По сведениям письменных источников удалось установить, что Салах ад-дин б. Исхак располагал коллекцией из 667 сочинений в 734 томах, которую продал 'Алим-джану ал-Баруди, таким образом, рукописи из коллекции Салах ад-дина б. Исхака поступили библиотеку университета в составе собрания Г. Баруди, подаренного им еще до 1917 г. библиотеке медресе <Мухаммадия>.

 


[1] И.Ф.Готвальд составил <Каталог рукописей Казанского Ун-та>, отправленных в Петербург. Сейчас эта коллекция составляет основу рукописного собрания библиотеки Восточного факультета СПб Университета. См. О.Б.Фролова, Т.Дерягина.  Каталог арабских рукописей

 

Коллекция рукописей Салах ад-дин ал-Казани