НБ КГУ

Казанский государственный университет
Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского

Гендерные исследования в Республике Татарстан

 

Гендер и образование


Казанский государственный университет

  1. В 1998-1999 гг. в рамках спецкурса Н.Ю. Бикеевой <Римское право> на кафедре истории древнего мира и средних веков рассматривалась тема <Женщина в римском праве>.

  2. До 2000 г. ассистент кафедры истории древнего мира и средних веков А.Г. Суприянович (ныне преподаватель Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) г. Москва) читала спецкурс <Женщина в средневековом обществе>

  3. В рамках Мегапроекта <Развитие образования в России> - Программа поддержки кафедр - при поддержке Института <Открытое общество> (Фонд Сороса) в октябре 2001 года для студентов кафедры истории древнего мира и средних веков был прочитан спецкурс Репиной Л.П. <Гендерные исследования в истории: теория и практика>.

  4. В настоящее время в рамках спецкурса Н.Ю.Бикеевой <Храм как образ мира: от поздней античности до эпохи возрождения> представлена тема <Гендерные представления и их воплощение в культовых образах IV - XV вв>.

Курсовые работы

  1. Спиридонова Анна Александровна, 5 курс, ОЗО, гр. 491. (Науч. рук. Бикеева Н.Ю.)

 Тема курсовой работы: Образ Елены, матери Константина Великого, в источниках.

Одна из основных проблем - вопрос о происхождении Елены. В источниках - несколько версий. Греческие авторы называют ее дочерью трактирщика и хозяйкой придорожной гостиницы. Английские хроники утверждают, что Елена была дочерью короля бриттов.

Практически все древние авторы указывают на роль Елены в распространении христианства. Это, прежде всего, ее влияние на сына, императора Константина Великого, при котором христианская религия объявлялась равноправной со всеми другими религиозными системами. Вопрос о том, что именно предопределило выбор Константина в пользу принятия христианства, и насколько велика в этом была роль его матери, активно разрабатывается мировой исторической наукой.

Автор приходит к выводу, что источники очень высоко оценивают усилия Елены по сооружению храмов и обустройстве Святых мест. По их мнению, это явилось переломным моментом в истории христианской религии и ускорило процесс вытеснения язычества христианством. Елена оказалась очень удачливым любителем-археологом. Об этом нам сообщают источники. Именно Елене суждено было найти самые священные для миллионов христиан места и там воздвигнуть величественные храмы.

В источниках сохранилось множество свидетельств самого теплого отношения Константина к матери в течение всей жизни. Летописцы отмечают внутренний, не показной, аристократизм Елены и ее редкое благородство.

Таким образом, приходит к выводу автор курсовой, на основании источников можно сделать вывод, о том, что женщины, в частности Елена, были духовной движущей силой в распространении христианства, несмотря на то, что стояли в тени правителей мужчин, а их роль в истории часто недооценивалась. 

  1. Васильева Наталья И., 3 курс, ОЗО, гр. 411.  (Науч. рук. Бикеева Н.Ю.)

Тема курсовой работы: Проблема участия женщин во властных структурах франкского общества VI века.

 Средневековье иногда метафорически называют <культурой мужчин>, подразумевая доминирующую роль сильного пола в эту эпоху. Но строго говоря под <культурой мужчин> следует понимать не <реальное общество>, в котором главенствующая роль принадлежит мужчине, а определенный дискурс, мир литературного произведения или <воображаемое средневековье> увиденное авторами письменных свидетельств о нем.

Для средневековья характерны позиции неформальной политической культуры, которые выражаются в опосредованном влиянии на политическую жизнь со стороны некоторых политических деятелей и, в частности, женщин. В отношении раннего средневековья следует отметить отсутствие жесткой социальной иерархии и сложившейся государственности, потому гендерный анализ более целесообразен.

Обращаясь к франкскому королевству Меровингской династии следует отметить высокий статус женщины.

Государство, основанное путем завоевания и подчинения чужих племен и территорий, становится как был личным достоянием королевского рода, передается по наследству, делится между сыновьями, как и всякое другое имущество, отчуждается по частям в пользу верных слуг, а поступления в казну в виде судебных штрафов, торговых пошлин, налогов, оставшихся от римской эпохи, рассматриваются как личные доходы короля.

Этот период необычен тем, что в это время происходило становление не только государства франков и новой общественно-политической системы, но и зарождение новых гендерных представлений. Оцивилизовывание пространства гендерных отношений шло рука об руку с аналогичным процессом в толще той жизни, которую традиционно принято называть социально-политической, ранее всего начался в среде элиты.

То, что франкские королевы попали в церковную хронику, свидетельствует об их заметной роли в общественно-политической жизни франкского общества.

В своей работе мы рассматриваем трех франкских королев: Брунгильду, Фредегонду и Радегунду. Все они жили в одну историческую эпоху, но отличались не только моделями поведения и тем как они получили свой социальный статус, различалось также отношение к ним мужчин, современников потомков.

Брунгильда - дочь вестготского короля, появляется девушкой тонкого воспитания, красивой, хорошего нрава, благородной, умной и приятной в разговоре. Григорий Турский подчеркивает, что Брунгильда была христианкой. Хронисты УП и УШ веков, в отличие от Григория Турского, оставили нам отрицательный образ Брунгильды, обвиняя ее во многих неблаговидных поступках.

Личные качества Фредегонды Григорий Турский не характеризует. Однако, противопоставляя ее Брунгильде можно предположить, что Фредегонде, бывшей служанке, он отказывает в тонком воспитании, хорошем нраве, благородстве и уме. На протяжении всей книги Григорий Турский часто комментирует поступки Фредегонды, называя ее жестокой и преступной. Тем не менее, по мнению автора курсовой работы, Фредегонде нельзя отказать в уме и сильной воле, ведь она не только стала наложницей короля, но и королевой, устранив со своего пути не только других наложниц, но и королеву Галсвинту. В случае угрозы она всегда действовала быстро и решительно, считая за лучшее уничтожить самый источник этой угрозы.

Представления о королеве Радегунде окрашено в несколько другие тона. Образ хорошо образованной и отличавшейся святостью Радегунды не имеет аналогов ни в одном из известных источников раннесредневековых европейских обществ.

Ее жизнь при дворе Хлотаря отличалась от образа жизни, который вели другие королевы. Она была известна своей благотворительностью и милосердием. Даже в своей семейной жизни она смогла реализовать некоторые стремления к монашескому призванию.

Одним из аспектов проблемы участия женщин во все проникающей системе властных отношений и их неформального влияния в публичной сфере является женская религиозность. Нельзя забывать о том, что в течение всего средневековья , хотя и в разной степени, служение Господу давало многим женщинам-настоятельницам (чаще всего из аристократических родов) доступ к властным позициям, пусть и за толстыми монастырскими стенами.

История жизни этих трех королев красноречиво свидетельствует о том, насколько широки были возможности женщины в раннее средневековье. Власть женщины во франкском обществе скорее проистекала из личной силы, чем позиции семьи, рода и, ее участие в политической жизни зачастую определялось ее личной активностью, а не какими-то общественными рамками.

  1.  Мухаметзянова Ляйсан, 3 курс, ОЗО, гр. 410. (Науч. рук. Бикеева Н.Ю.)

Тема курсовой работы: Имущественные и правовые аспекты положения женщины в лангобардском обществе.

Работа выполнена на основе анализа законодательных источников.

Автор курсовой работы делает вывод о неравных правах и возможностях в отношении распоряжения имуществом мужчинами и женщинами. Так, например, законодательство короля Ротари препятствовало выделению имущества женщины из общего состояния родственников, в то время как лицам мужского пола это делать дозволялось. Наибольшими правами при получении наследства пользуются законные сыновья.

В VIII веке у лангобардов род начинает уступать место малой семье. Это приводит к некоторому улучшению имущественных прав женщин. Сгласно эдикту Лиутпранда от 717 года, дочери (при отсутствии законных сыновей) наследуют целиком имущество отца и матери, как если бы они были наследниками мужского пола. Это относилось в одинаковой мере, как к незамужним, так и вступившим в брак.

При сравнении порядка наследования в эдиктах Ротари и Лиутпранда, больше прав женщины получили в законах последнего. В законодательстве короля Лиутпранда женщина получает право иметь собственное имущество, независимо от ее мужа, так как она сохраняет свою долю, даже вступив в брак.

Во времена Лиутпранда происходит уравнение женщин с мужчинами в правах  наследования. Женщина получает право даже продавать свое имущество (правда, с согласия мужа).

  1. Каплева Екатерина Евгеньевна, 5 курс, дневное отделение, гр. 481. (Науч. рук. Бикеева Н.Ю.)

Тема дипломной работы: Особенности положения римской женщины эпохи Августа

Проанализировав данные различных источников, следует констатировать отсутствие реального роста политической роли женщин в период раннего принципата. Большинство историков, с нашей точки зрения, в своих  трудах серьезно модернизируют реалии прошлого.

Женщинам в этот период не удалось занять самостоятельное политическое положение в Риме. Указания же на политическую роль женщин императорского дома, по существу, не позволяют обнаружить иной природы их влияния на политику, кроме той, которая считается нормальной для влияния женщин из других семей на действия своих мужей. Специфика заключается в том, что результат влияния женщин императорского дома может быть куда более впечатляющим, нежели аналогичный результат влияния жен на любого римлянина - от плебея до сенатора.

Серьезное же внимание, уделяемое женским персонажам в исторических или биографических произведениях, следует, с нашей точки зрения, рассматривать в контексте критики системы власти принципата: жалобы на <могущество женщин> - это, в конечном счете, завуалированные жалобы на императора и его власть над сенатом.

Влияние женщин на своих мужей или сыновей для римского общества было столь же естественно, как и их участие в домашних делах.

Для римского общества было характерно широкое применение династических браков и использование в политике династических связей. Реальный политический статус женщины также мог измениться в случаях, если ее рассматривали в качестве потенциальной супруги влиятельного политика. Мы можем говорить о том, что использование женщин и женского <домашнего> влияния в качестве своего рода политического орудия было обычной практикой - закулисной составляющей официальной политической сцены.

Такая практика не рассматривается авторами античных текстов в качестве политической реалии, но, с нашей точки зрения, понимание ее роли и ее анализ необходим для полноценного изучения политической сферы жизни общества в целом и римского общества в частности.

Казанский государственный медицинский университет

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социологии Казанского государственного  медицинского университета Петрова Р.Г.

ПРОГРАММА КУРСА " ГЕНДЕРОЛОГИИ И ФЕМИНОЛОГИЯ "

/ 30 лекционных часов /

Тема 1. Гендерология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа. / 2 часа /

Тема 2. Мужчины и женщины как субъекты общества. / 2 часа /

Тема 3. Проблема пола и гендера в свете различных парадигм./ 4 часа /

Тема 4. Компоненты половой идентичности. / 4 часа /

Тема 5. Гендер и социализация. / 2 часа /

Тема 6. Стереотипы маскулинности и феминности в обществе. / 2 часа /

Тема 7. Феминология. Объект, предмет исследования. Структура феминологии. / 2 часа /

Тема 8. Женский вопрос и его эволюция. / 2 часа /

Тема 9. Гендерное неравенство и социальный статус женщин в обществе. / 4 часа /

Тема 10. История женского движения в России. / 2 часа /

Тема 11. Гендерные аспекты социальной работы. / 4 часа /

 

 

Этот сайт включен в 1st Women Webring
Список сайтов Кольца  << Предыдущий Следующий >>

Научная библиотека КГУ 2003 г
т. (8432) 64 47 34
Сайт создан при поддержке Института <Открытое общество> (Фонд Сороса)