НБ КГУ

Казанский государственный университет
Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского

Гендерные исследования в Республике Татарстан

 

Персоналия


Шатрова Лилия Асхатовна

Шатрова Лилия Асхатовна - 02.04.1956. Россия, Республика Татарстан.,420108, г.Казань, улица Меховщиков д.4А,кв.28. Телефон(8432) 57-55-11(сл.).,93-39-95(дом.), Факс: (8432) 57-37-12., 43-88-52 E-mail: shatrova lilia@.mail.rg

ОБРАЗОВАНИЕ

1973 - Аттестат о среднем образовании

1974-1979 - Диплом об окончании Казанского госуниверситета, историко-филологический факультет, отделение научного коммунизма

1995 - Диплом о присуждении степени кандидата социологических наук

1997 - Стажировка в EHESS (Дом наук о человеке) Высшей школе изучения социальных наук (г.Париж, Франция).

2000,   апрель -   Стажировка   в   МЦГИ   (Московском   центре   тендерных исследований)- получен сертификат

2001 - Летняя гендерная школа в Форосе (Харьковский центр тендерных исследований- получен сертификат

2001 - Тренинг-семинар в рамках проекта <Права женщин: шаг за шагом> (г. Набережные Челны- <Фемина>)- получен сертификат

2002 - Стажировка в Московском центре гендерных исследований в проекте "Тендер и глобализация"- получен сертификат

2002 - Летняя гендерная школа по гендерной экспертизе   при финансовой поддержке фонда Сороса (г. Казань)

2002 - Стажировка в США (штат Висконсин г. Милуоки) в рамках проекта <Открытый мир>

2003 - Летняя гендерная школа <Трансформация гендерных отношений: западные теории и российские исследования> г. Самара.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

1979-1984- социолог отдела социологических исследований КамАЗа

1985- 1993- научный сотрудник отдела экономики Института языка, литературы и истории Казанского научного центра Академии наук СССР

1993- по настоящее время- ведущий научный сотрудник отдела социологии Института социально-экономических и правовых наук Академии наук Республики Татарстан

СФЕРА НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПУБЛИКАЦИИ

Тендерные исследования, проблемы тендерной идентичности, гендерные стереотипы, женская занятость и безработица.

 

 

 

Последние публикации:

  1. Женская безработица как фактор социальной деформации. /Перспективы развития и сохранения человеческого потенциала в Республике Татарстан/Тезисы докладов международной научно-практической конференции.-Казань, 18-19 ноября 1999.-С. 86-88.

  2. Тендерные аспекты безработицы. Госкомитет труду Республики Татарстан. Казань.- 1999.

  3. <Поиски гендерной идентичности в условиях безработицы> Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса <Общество и социология : новые реалии и новые идеи>. Санкт-Петербург.-2000.

  4. Гендерная идентичность: поиски адекватной методологии. Международная научно-практическая конференция.-Иваново., Ивановский госуниверситет., 2000.

  5. Гендерное равенство как условие повышения качества жизни. Научные труды Института социально-экономических и правовых наук Академии наук РТ. Казань.,2001.

  6. Гендерные стереотипы на рынке труда. Материалы Круглого стола <Гендерная динамика в развитии российского рынка труда и перспективы социального партнерства. Проект <Социальная политика, экономика и Гендер> При поддержке Женской сетевой программы Института <Открытое общество> Фонда Сороса ., руководитель-к.э.н. Мезенцева Е.Б. М., 2002. С.

  7. Какие трудовые стратегии диктует нам <новый гендерный порядок?> Социальное пратнерство в решении гендерных проблем. Под общей редакцией к.э.н. Е.Машковой.-Набережные Челны. 2002.-84С.

  8. Гендерные стереотипы на рынке труда Татарстана. <Социологические исследования>., М., Наука., ©3, 2003. С. 124-126.

Гранты;

1999 год - грант фонда Д.и К. Макартуров на тему "Женская безработица:    проблемы   и   тенденции   изменения".  

2003    год-   грант Канадского   фонда   поддержки   российских   женщин      N:CSF   02/03-6. <Гендерноориентированная социальная работа с безнадзорными детьми> совместно с ЖОО <Фатима> и КЦСО <Доверие>.

2003г.- грант фонда Д.и К. Макартуров © 03-77858-OOOGSS <Женские и мужские стратегии на рынке   труда   Республики   Татарстан:    сквозь   призму   этногендерных стереотипов>

Руководство аспирантами

Под руководством   в 2001 году защищена 1 кандидатская диссертация на тему "Женская безработица: особенности и перспективы"- Вылегжанина Алсу Вакифовна

2 диссертантки работают над написанием кандидатской диссертации по гендерной проблематике.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1999- по настоящее время- руководитель лаборатории гендерных 1997-2002 гг. -Разработала и активно внедряла в преподавательскую работу проведение социально-психологических тренингов с безработными женщинами. Впоследствии была создана программа двухмесячных тренингов( пять часов в день- два раза в неделю) с безработными женщинами с целью повысить уровень гендерных знаний и социально-психологической адаптации в изменившихся социально-экономических условиях.

2002 год- являлась региональным координатором проекта <Женщины, формирующие общественную политику>, который стал победителем Ярмарки социальных и культурных проектов <Саратов 2001>, проводимой под эгидой Полномочного Представителя Президента РФ Кириенко С.В. (проект, осуществляемый ЖОО < Фемина>). В рамках данного проекта, в качестве регионального координатора осуществляла организацию и проведение в г. Казани Круглого стола < Права женщин в сфере занятости> (февраль 2002 года) и семинара <Гендерно-чувствительная политика. Принципы и механизмы социального партнерства в решении конкретных гендерных проблем> (июнь 2002 года).


Петрова Расиля Галиахметовна

Телефон Служ.36 05 83.

E-MAIL  greystone@ ksu. ru

ОБРАЗОВАНИЕ

Казанский  государственный университет историко-филологический факультет

1993 г. получила дополнительное высшее образование психологав КГУ.

В 1996 г. повысила квалификацию по социологии и политологии в Казанском филиале Республиканского института при С.- Петербургском  гос. университете.

Научная степень - кандидат исторических наук 

Место работы -  420012  Казань, ул.Бутлерова, 49а, телефон (8432) 36 05 83

Казанский государственный медицинский университет, кафедра истории и социологии

Должность - доцент

Круг моих научных интересов находится на стыке различных дисциплин. Это проблемы межличностных интеракций, социальные коммуникации, межличностные взаимодействия в практике социальной работы. В последнее время возрос интерес к гендерной проблематике в связи с чтением спецкурса по гендерологии и феминологии на факультете социальной работы Казанского государственного медицинского университета. Он читается в рамках государственного образовательного стандарта и рассчитан на 30 лекционных и 30 семинарских аудиторных часов.  В 2002-2003 г.г. в составе группы исследователей был разработан и осуществлен проект, поддержанный фондом Форда, о репродуктивном здоровье несовершеннолетних девочек Республики Татарстан. Отчетные материалы исследования находятся в печати, а также помещены в соответствующем сайте.

 В 1998 году прошла научную стажировку в Католическом университете г. Левен в Бельгии по программе ТЕМПУС / TACИC / по социологии, где изучала  теоретические проблемы социальных коммуникаций в связи с тем, что группа преподавателей нашей кафедры, и я в их числе читаем элективный курс по социальным коммуникациям на всех факультетах медицинского университета.. Меня в частности интересовали и такие проблемы как гендер, власть, коммуникации.   В сентябре 2001 года принимала участие в работе школы преподавателей общественных и гуманитарных дисциплин  "Социальная трансформация и социальные проблемы", проходившей в г. Самаре, прослушала лекционно-семинарский курс в объеме 76 часов /международный проект в рамках программы ТЕМПУС/ ТАСИС/, получила сертификат. В феврале 2002 г. принимала участие в работе круглого стола " Права женщин в сфере занятости" / Проект финансировался Канадским фондом поддержки российских женщин/. В мае 2002 г. участвовала в летней школе  "Гендерно-чувствительная социальная работа: образование и практика" / Cаратов/,  получила сертификат. По окончании школы были опубликованы методические материалы, в их числе разработанная мною лекция "Социализация и гендер".

В настоящее время читаю курсы лекций по следующим дисциплинам: социология, гендерология и феминология, социальные коммуникации. С 1998 г совмещаю преподавательскую работу и работу в должности заместителя декана факультета социальной работы.

Список основных публикаций

  1. Петрова Р.Г. Невербальные коммуникации в свете различных научных направлений // Кому принадлежит культура. Общественные науки и перспективы исследования социокультурных перемен. Тезисы международной научной конференции, Казань: изд-во  "Экоцентр", 1998,стр.102-103

  2. Петрова Р.Г. Новые перспективы в освещении социальных коммуникаций  // Инновационные образовательные технологии на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Материалы к международной научно-практической конференции, Казань: УНИПРЕСС, 1998,ч.2,стр.158-162

  3. Петрова Р.Г. Социальные коммуникации: Невербальные формы  /научно-методическое пособие/ Казань: изд-во КГМУ,1999

  4. Петрова Р.Г. Роль социального работника в сохранении человеческого потенциала // Перспективы развития и сохранения человеческого потенциала в Республике Татарстан. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, Казань: ТИСБИ, 1999,стр.99-101

  5. Петрова Р.Г. Гендерология и Феминология Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения факультета социальной работы. Казань: КГМУ, 2000

  6. Петрова Р.Г. Коммуникативные теории обмена в практике социальной работы // Образование и практика специалистов социальной работы: состояние, проблемы и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Казань,2001,стр.102-104

  7. Петрова Р.Г. Гендерные проблемы в трансформирующемся обществе: опыт преподавания // Инновации в социальных науках: будущее исследований и преподавания. Тезисы международной научной конференции, Казань,2001, стр.42-43.

  8. Петрова Р.Г. Социокультурное конструирование гендерных отношений в средствах массовой информации // Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе, социальной педагогике и физическому воспитанию. Материалы научно-практической конференции, Екатеринбург,2001, стр.85-88.  

В Казанском государственном медицинском университете на факультете социальной работы с 2000 года преподается специальная дисциплина " Гендерология и феминология". Необходимо отметить, что этот курс читался и ранее, но под другим названием - " Феминология". Что же изменилось ? Сравнительный анализ содержания Государственных образовательных стандартов 1995 и 2000 года демонстрирует, что в исследовании проблем пола произошли серьезные концептуальные смещения.

В 1995 году курс по феминологии предусматривал  раскрытие таких аспектов как : методологические принципы феминологии, женский вопрос и его эволюция, социальный статус женщины в обществе, семья и брак в жизни женщины, равноправие мужчин и женщин как социальная проблема, социальная поддержка женщин в условиях рыночных реформ, женщины в общественно-политической деятельности, международный опыт и перспективы женского движения. В 2000 году спецкурс по гендерологии и феминологии расширился не только тематически. Он предусматривает изучение понятий гендерологии, ее объекта и  предмета; медико-биологической, психической, социокультурной характеристики социализации мужчин и женщин, с выявлением общего и особенного в этом процессе. Отдельно выделены проблемы культуры пола, стереотипов маскулинности и феминности в обществе. Что же касается феминологического раздела, то в качестве базовых выделены проблемы женского движения в прошлом и настоящем, половозрастные характеристики и социальный статус женщины в обществе, сравнительно-исторический анализ положения мужчины и женщины в истории в России и за рубежом.

Таким образом, проблемы пола и гендера вышли за привычные рамки " женских"  исследований. Безусловно, проблема гендера многопланова и неоднозначна как в научном, академическом, так и в практическом смысле. Трудно не согласиться как с радикальными феминистскими концепциями о патриархатном, маскулинном мире, где господствует мужчина, и женщине суждено либо бороться за свои права, либо  самой маскулинизироваться и приспосабливаться к мужскому типу взаимоотношений, либо уйти в мир грез и домашнего хозяйства. Интересны по своей постановке компромиссные парадигмы с утверждениями о целостности и независимости женского и мужского начал в природе и социуме, о единстве и борьбе противоположностей, исключающих сам термин взаимодополняемости. Поэтому в лекциях гендерные проблемы  рассматриваются плюралистически. Сложность преподавания, а значит, и освоения студентами  курса состоит в его междисциплинарном характере, который предполагает философское, культурологическое, психологическое, историческое, социологическое, и даже биологическое осмысление сущности пола и гендера, мужской и женской природы. Поэтому первую часть курса мы посвятили изучению биологии пола, освещению проблем пола в мифологии. Мифологические образы женщины-ведьмы, роковой женщины, "синего чулка", ассертивной женщины, а также мужчины Дон Жуана, мужчины сильного и неплачущего до сегодняшнего дня живы в сознании людей, а мифологическое восприятие незаметно, исподволь вторгается в нашу жизнь, влияет на наши представления, вкусы, эмоции, мотивации. Ознакомившись с концепциями мифологизации, студенты учатся лучше прогнозировать и идентифицировать опасность подвергнуться влиянию деструктивных мифов в современном мире. Вторая часть курса предполагает рассмотрение  проблем пола в истории философии и  социологии. Разнообразная палитра взглядов на сущность мужского и женского  представлена в трудах И.Канта, К.Маркса, В.Соловьева, О.Вейнингера и др.

Специфика подготовки специалистов по социальной работе предполагает детальное ознакомление с гендерными аспектами социальной работы, феминистскими принципами социальной работы. Поэтому мы часто приглашаем в качестве лекторов практических работников социальной сферы. Так, в 2002 году мы попросили Ганибаеву О.В., председателя объединенного комитета женщин-инвалидов республики Татарстан  рассказать о проблемах женщин-инвалидов, формах социальной помощи, поддержки и защиты этой слабозащищенной социальной группы населения. Лектор обратила внимание слушателей, что объединение женщин-инвалидов, начавшееся в нашей республике пока является единичным случаем в Поволжском регионе. Интересно было услышать о результатах научно-практической конференции "Женщины-инвалиды, пути интеграции в общество", состоявшейся 14.10. 99. в Казани, участником которой была Ганибаева О.В. В конференции вместе с представителями государственных учреждений, министерств и ведомств по проблемам инвалидов приняли участие 100 женщин-инвалидов из республики Татарстан, Москвы, Киева, Мурманска, 11 регионов Поволжья. На конференции было сказано, что женщины-инвалиды сталкиваются с проблемами, которые имеют иную биологическую и социальную структуру, чем у инвалидов-мужчин. В силу сложившихся стереотипов в обществе, где женщины в принципе подвергаются определенным ограничениям, при равенстве провозглашенных прав и свобод, женщины- инвалиды вдвойне чувствуют себя ущемленными в попытках реализовать свои гражданские и человеческие права. Оказалось, что даже в этой, казалось бы, на первый взгляд однородной социальной группе, женщины неравны мужчинам и подвергаются  статусной и  экономической дискриминации. В 2003 году мы пригласили Марюшину М., она рассказала о работе социального работника с лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, об особенностях поведения женщин и мужчин в "зоне". Проведение семинарских занятий пока идет по пути " поиска правильных решений", выработки методики и методологии организации учебного процесса. Хочется, чтобы это были не просто академические семинарские занятия с подробным разбором заранее сформулированных вопросов. Ребята с энтузиазмом проводят социологические исследования различного характера. Прежде всего это анкетные опросы мужчин и женщин различных социальных групп, профессий, этнических представительств. Анализируя периодическую прессу методом контент- анализа, они с удивлением ловят себя на том, что сами следуют стереотипным установкам, сложившимся в обществе относительно гендерных идеалов,  ролевого поведения женщин и мужчин, хотя количественный и качественный анализ демонстрирует другое.

Написание и защита дипломных работ - процесс не только творческий и исследовательский, но еще и практический. Выпускники все чаще ориентируются на темы гендерной проблематики, имеющие " выход" в практику. Так появились  темы дипломных проектов, как социальный смысл материнства в современной России, несовершеннолетние матери республики Татарстан и их проблемы, репродуктивное здоровье несовершеннолетних девочек республики Татарстан и другие.       Каково место социализации в формировании " гендера", личности мужчины и женщины, где истоки феминности и маскулинности, какие факторы влияют на формирование гендерной идентичности, гендерных идеалов и каковы причины возникновения гендерной дисфории - больше вопросов, чем ответов, все это предметы исследования не только социологии, но и педагогики, психологии, психиатрии.

Гендерное неравенство в обществе - факт общепризнанный. Поэтому изучение социального статуса женщины в курсе  феминологии  идет по " накатанному" пути. Конечно, это женщина в экономике и в политике, проблемы занятости и феминизация безработицы, женщины в науке и женщины-домохозяйки, женские организации и их влияние на общественное настроение, причины низкой политической активности российских женщин. Мы ясно понимаем, что " женщины" -  категория неоднородная, что в результате углубления дифференциации общества появляются социальные группы женщин с различными интересами и ценностными установками, что сущность российской женщины отличается от сущности европейской, американской женщины. Ее волнуют иные проблемы, она менее феминизирована, чем ее американская " сестра", у нее иная ментальность, образ жизни. Поэтому разговор строится вокруг внутригендерных различий.

В заключение хотелось бы сказать, что гендерология  являясь наукой междисциплинарной,  может выступать в различных сочетаниях: Гендерология и семьеведение, гендерология и менеджмент и т.д.  Гендер выступает как системообразующий фактор социальной системы в целом, в то же время характер сложившихся отношений в обществе определяет, каким будет это общество - гендерно-нейтральным, доминантным по отношению к представителям противоположного пола или каким- то другим. Но ясно одно, что появление гендерной проблематики в науке, введение ее в качестве учебной дисциплины, сама постановка вопроса о роли мужчины и женщины в обществе демонстрирует не просто  академический, научный интерес, но наметившиеся тенденции социального перераспределения ролей в обществе, грядущих  качественных преобразований.

ПРОГРАММА КУРСА " ГЕНДЕРОЛОГИИ И ФЕМИНОЛОГИЯ "

/ 30 лекционных часов /

Тема 1. Гендерология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа. / 2 часа /

Тема 2. Мужчины и женщины как субъекты общества. / 2 часа /

Тема 3. Проблема пола и гендера в свете различных парадигм./ 4 часа /

Тема 4. Компоненты половой идентичности. / 4 часа /

Тема 5. Гендер и социализация. / 2 часа /

Тема 6. Стереотипы маскулинности и феминности в обществе. / 2 часа /

Тема 7. Феминология. Объект, предмет исследования. Структура феминологии. / 2 часа /

Тема 8. Женский вопрос и его эволюция. / 2 часа /

Тема 9. Гендерное неравенство и социальный статус женщин в обществе. / 4 часа /

Тема 10. История женского движения в России. / 2 часа /

Тема 11. Гендерные аспекты социальной работы. / 4 часа /


Шарапова Гузель Зубаировна

Шарапова Гузель Зубаировна - 03.10.1964

Россия, Республика Татарстан, 420104, г. Казань, ул. Гарифьянова, д 38-в, кв.12,

тел (8432) 12-43-80 (сл.), 40-66-62 (мобиль.), 61-59-62 (дом),  факс (8432) 12-43-80

E-mail: fatima@bancorp.ru

ОБРАЗОВАНИЕ

1980 - Аттестат о среднем образовании

1981 - 1986 - Московский институт нефти и газа, специальность <Автоматизация производственных процессов>.

1997 - Московская <Школа эйдетики>,

1998 - Московский институт психологии и педагогики, специальность <Психология>.

 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

1984 - 1995  Преподаватель Лениногорского нефтяного техникума по предмету <Основы автоматики и вычислительной техники>.

1999 - по настоящее время -  Содиректор Женского кризисного центра <Фатима>.

Опыт подготовки и  проведения

  • тренингов по проблеме домашнего насилия для сотрудников УВКБ ООН (Московский офис) 2002 г.

  • фокус-групп для   юристов,  работающих с проблемой домашнего насилия, 1999 г.,  для психологов, социальных работников, 2000-2002гг.

  • мастер-классов на республиканских конференциях;

  • еминаров и тренингов по проблеме домашнего насилия для социальных работников, психологов, студентов медицинского университета, студентов-юристов, для участковых инспекторов МВД.

  • психологическое консультирование клиентов кризисного центра, 1999-2001гг.


Ибрагимова Венера Зубаировна

Ибрагимова Венера Зубаировна-25.05.1957

Россия, Республика Татарстан, 420104, г. Казань, пр. Победы, д.34, кв.94,

тел (8432) 12-43-80 (ел.), 94-54-86 (мобиль.), 68-20-93 (дом), факс (8432) 12-43-80

E-mail: fatima@bancorp.ru

ОБРАЗОВАНИЕ

1974 - Аттестат о среднем образовании

1975- 1980 - Московский горный институт, специальность<Автоматизированные системы управления>.

1996 - Московская <Школа эйдетики>,

1998 - Московский институт психологии и педагогики, специальность<Психология>.

2000 - Прошла обучение на базовом семинаре для руководителей НКО<Школа НКО> (CAP).

2001 - Выпускник Программы обмена Департамента США.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

1984 -1995 Преподаватель Нижнекамского политехнического техникума по предмету <Основы управленческой деятельности>.

1999 - по настоящее время - Содиректор Женского кризисного центра <Фатима>.

2001 - по настоящее время - член координационного совета Российской Ассоциации Кризисных Центров Для Женщин <Остановим Насилие>.

2001 - по настоящее время - методист Казанского городского комплексного центра социального обслуживания <Доверие>.

2000- 2002 - руководитель дипломных и курсовых проектов по проблеме домашнего насилия в Казанском Государственном Медицинском Университете, Казанском Государственном Технологическом Университете, Казанском Социально-юридическом институте.

Опыт подготовки и проведения

  • тренингов по проблеме домашнего насилия для сотрудников УВКБ ООН (Московский офис) 2002 г.

  • фокус-групп для   юристов, работающих с проблемой домашнего насилия, 1999 г., для психологов, социальных работников, 2000-2002гг.

  • мастер-классов на республиканских конференциях;

  • семинаров и тренингов по проблеме домашнего насилия для социальных работников, психологов, студентов медицинского университета, студентов-юристов, для участковых инспекторов МВД.

  • психологическое консультирование клиентов кризисного центра, 1999-2001гг.

ПУБЛИКАЦИИ

Социологическое исследование <Подросток и его права>. Изд. <Регентъ>, 2001г.


Бикеева Наталья Юрьевна

 Образование

1993 - Диплом об окончании Казанского государственного университета

1996 - Стажировка в Испании (г. Гранада) в рамках проекта TEMPUS-TACIS

1997 - Диплом о присуждении степени кандидата исторических наук.

2000 - Зимняя и летняя школы в Казани по темам: <Человек перед текстом: современные методы работы с историческими источниками>, <Историческая память как социокультурный феномен> (при финансовой поддержке Фонда Содействия Института <Открытое общество>). В числе тем, обсуждаемых на школе - гендерные особенности письма и чтения; гендерные особенности запоминания и исторической памяти.

2001 - Летняя школа <Как быть медиевистом: новые научные вызовы и университетские курсы истории средних веков и раннего нового времени>. При поддержке Института <Открытое общество> (Москва, фонд Сороса) и Higher Education Support Program (Будапешт, CEU). (Одна из тем занятий школы - <Новые горизонты в изучении человека: повседневность, индивид, гендер>)

 Профессиональный опыт

1996-2002 - методист отдела непрерывного образования КГУ

1996 - по настоящее время - ассистент кафедры истории древнего мира и средних веков исторического факультета КГУ.

Сфера научных интересов и публикации

Гендерная история, раннее западноевропейское средневековье

Публикации по гендерной проблематике:

  1. Герасимова (Бикеева) Н.Ю. Некоторые аспекты положения рабынь в римском обществе во II в. до н. э. - II в. н. э. // Античность: события и исследователи. Казань, 1999. С. 107-111.

  2. Бикеева (Герасимова) Н.Ю. Рабыни в римском обществе // Адам и Ева. М., 2001. © 1. С. 91-100.

  3. Бикеева (Герасимова) Н.Ю. Образ женщины в христианском храме в период перехода от поздней античности к раннему средневековью // Античность в современном змерении. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции посвященной 35-летию научного кружка <Античный понедельник>. Казань, 2001. С.21-23.

 Гранты

2000-2003 - участие в кафедральном гранте <Программа поддержки кафедр> при поддержке Института <Открытое общество> (в рамках Мегапроекта <Развитие образования в России>)

2001 - грант Центрально-Европейского университета (CEU) г.Будапешт <Развитие образовательных программ по культурному наследию>

2003 - грант на создание мультимедийной обучающей программы (при поддержке КГУ и Института <Открытое общество>).

 Научное руководство

Под руководством были защищены курсовые и дипломная работы, посвященные различным аспектам гендерной истории в поздней античности и раннем средневековье.

 

Этот сайт включен в 1st Women Webring
Список сайтов Кольца  << Предыдущий Следующий >>

Научная библиотека КГУ 2003 г
т. (8432) 64 47 34
Сайт создан при поддержке Института <Открытое общество> (Фонд Сороса)